Главная Об издательстве Прайс-лист Магазин Архив Портфель Контакты


Все разделы


Зайонц М. Сегодня и всегда

Глеб Ситковский

Театр ее глазами

Вышел в свет сборник театральных рецензий Марины Зайонц — блистательного журналиста и талантливого критика

Последняя публикация Марины Зайонц печаталась в "Итогах" 14 декабря 2009 года — это была рецензия на спектакль "Иванов" в МХТ им. Чехова. Все, кто любил Марину (и ее верные друзья, и ее верные читатели — и тех и других было много), наверняка помнят, что случилось потом: предновогодняя поездка в Париж, поход на представление конного театра "Зингаро" и анафилактический шок, настигший ее прямо там, в шапито. Кома и смерть.
Друзья Марины отреагировали на эту дикую историю вначале потоком ошеломленных междометий (а что еще можно сказать в таких случаях, кроме: "Какой ужас"!), а затем твердо высказанным желанием собрать ее театральные рецензии за два последних десятилетия и издать отдельной книгой. Эта книга, собранная Еленой Груевой, вышла только что в издательстве "Артист. Режиссер. Театр". Называется "Сегодня" и всегда".
Месяца за три до ее поездки в Париж во время фестиваля "Балтийский дом" мы с ней болтали в каком-то питерском кафе, и она вдруг вспомнила о своем чудесном излечении от некой онкологической напасти, случившейся еще в советские годы. И была твердо убеждена, что вылечилась тогда только из-за своего неисправимого жизнелюбия. Сказала смерти: "Кыш, костлявая!" — та и отошла в сторонку.
Про жизнелюбие — это правда. Марина Зайонц действительно любила жизнь, и это есть верный признак хорошего человека. Театр же она любила только потому, что любила жизнь. А любовь к театру — это уже верный признак настоящего профессионала.
Посезонная летопись российского театра с 1992-го по 2009-й писалась Мариной Зайонц поначалу в газете "Сегодня", а в последние годы — в журнале "Итоги". Точнее, не совсем так: это в книге театральные рецензии сгруппированы по сезонам, а на самом-то деле все эти тексты — журналистская поденщина в чистом ее виде. Сейчас не все уже помнят, но именно Марина стояла у истоков газетной рецензии в начале 90-х. Просто в советское время серьезные критики газетными площадями брезговали, да никто им это пространство особо и не предлагал. Обстоятельные театроведческие разборы полагалось публиковать в толстых журналах месяца через два-три после премьеры. Попав в 1993 году в блистательный отдел культуры газеты "Сегодня", Марина доказала, что глубокую и точную рецензию можно выдать и на следующее утро после спектакля.
Подозреваю, что если бы Марина сама собирала свои рецензии в пухлый том, то книга вышла бы совсем другой. Свои тексты о самых важных театральных событиях рубежа веков она бы дописала, расширила, дополнила, а какие-то менее значительные рецензии, наоборот, ужались бы в объеме. Но Марина не успела подвести итоги по очень простой причине: она не хотела их подводить. Планировала жить. Наверное, именно поэтому друзья Марины, причастные к выпуску этой посмертной книги, дали ей подзаголовок "Живая история театра. 1992—2009".

Итоги №23 / 782 (06.06.11)

назадвернуться

Главная Об издательстве Прайс-лист Магазин Архив Портфель Контакты

логотип